Камиль Галеев:
Спрашивают - а у татарского мышления тогда какие родовые болезни? Я бы назвал две, но взаимосвязанные друг с другом:
- Крайний провинциализм
- Крайняя степень ужаса перед “старшим братом”
Почему они взаимосвязаны? Потому что берутся из одного источника. К 1900 году у татар была интеллектуальная элита, образованная по тогдашним мировым стандартам (в тех условиях это означало высокую степень галлизированности), встроенная в мировые argumentative networks и способная потому вести диалог с внешним миром напрямую - через голову центра. И, кстати говоря, через голову русской культуры, которая в данном случае немного выпадала и теряла свою необходимость в качестве посредника. Зачем вообще действовать в русскоязычном поле, если можно сразу действовать в поле более высокого уровня - франкоязычном?
В 1920-1930-е эту элиту истребили подчистую. Когда я говорю подчистую, я употребляю это выражение буквально, в прямом смысле. Часть успела уехать в Турцию (или в Европу, но многие из них лет через 5-10 тоже оказались в Турции). Всех, кто не уехал - истребили физически, до последнего человека. Масштабы истребления татарского образованного класса до сих пор плохо осознаны*. Элита нового стиля, франкофонная и способная разговаривать с внешним миром на его (внешнего мира) языке была уничтожена на 100%, а элита старого стиля, фарсиязычная - процентов на 95%. В сочетании с огосударствлением образования и сменой письменности (дважды) это привело к прерыванию самостоятельной интеллектуальной традиции.
А еще это привело к крайней зашуганности и крайнему же провинциализму мышления. Современное татарское общество - это такой ребенок, исправленный компрачикосами, под их компрачикосов нужды. В первую очередь с тем, чтобы он никогда и ни при каких обстоятельствах не представлял для компрачикосов угрозы
Это следует иметь в виду
- Кстати началось это еще до полноценной консолидации сталинизма